Формирование наркотической зависимости: психологические и социальные факторы

 30 ноября 2021 г.      Илья Плужников       435    

Риск формирования наркозависимости в подростковом возрасте: психолог Илья Плужников о психологических, социальных и биологических факторах наркотизации.

Подростковая наркозависимость – настоящий бич нашего времени. Возраст наркомании стремительно молодеет и часто уже в стенах школы дети впервые пробуют психоактивные вещества. Что же стало причиной этого? Известный психолог Илья Плужников подробно рассказал о факторах наркотизации, генетической предрасположенности к возникновению зависимости, а также различных типах алкоголизма.

Психологические факторы наркотизации

Одна из главных причин раннего знакомства с запрещенными препаратами – поиск новых ощущений. Подросток хочет вырваться за пределы дозволенного, почувствовать себя взрослым, уверенным, самостоятельным и создается ощущение, что наркотики – решение проблем и одновременно способ наполнить жизнь риском и адреналином. Знакомству с психоактивными веществами способствует и алекситимия, которая проявляется следующим образом:

  • Школьник находится в поисках себя и попытках понять собственные чувства;
  • Внутреннее напряжение стремительно нарастает, ощущения не поддаются осознанию;
  • Возникает желание попробовать что-то новое, запрещенное, перейти через грани дозволенного.

Недостаток эмоциональных реакций и сложности в трактовании собственных чувств - основные психологические факторы наркотизации. Но дополнительно этому способствует и особый когнитивный склад личности.

Когнитивные особенности наркозависимых

Согласно многочисленным исследованиям, в оковы запрещенных препаратов часто попадают импульсивные, тревожные люди, у которых еще в детском возрасте был диагностирован СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Стоит выделить и другие проявления особого когнитивного склада:

  • Категоричность. «Или всё – или ничего» – у людей с такими взглядами высок риск наркотизации и других зависимостей.
  • Ошибочные убеждения. Существует распространенное мнение, что психотропные вещества – единственный способ расширить сознание и познать себя. А для некоторых – это возможность расслабиться, преодолеть страх и стеснение (особенно в новой компании или при знакомстве с противоположным полом).
  • Отсутствие зрелой реакции на стресс. Любую проблему можно решить переосмыслением, поиском новых подходов, изменением своего отношения. Но у таких людей палитра решений невероятно скудная – часто это или суицид, или наркотик.

Совокупность этих особенностей – повышенный риск наркотизации в подростковом возрасте. Это портрет типичного школьника, который легко может «подсесть» на психоактивные вещества. Но Плужников уточняет, что развитие зависимости возможно только при неблагоприятных социальных факторах.

Социальные факторы наркотизации

По-прежнему ключевую роль играет алекситимия, возникшая еще в раннем возрасте. Родители заставляют детей скрывать эмоции: «не плачь, не жалуйся, не ной», а в итоге – ребенок не умеет проживать свои чувства. Отсутствие доверительных отношений с близкими, холодность в семье – это приводит к необходимости самостоятельного поиска решений, что заканчивается плачевно.

Нередко формирование наркотической зависимости связывают с влиянием плохой компании: отсутствие друзей в школе или по соседству, приводит к тому, что человек становится ведомым, идет на поводу у тех, кто старше или пользуется авторитетом. Но Илья Плужников отметил, что это скорее ситуация из учебников – на самом деле наркоманами становятся и дети из вполне благополучных семей. А причина этому – желание выделиться, проявить себя, сделать вызов обществу. Вот только о последствиях подростки не задумываются – они просто-напросто не способны представить, к чему может привести такая «игра».

Биологические факторы наркотизации

Гены наркомании – тема активных дискуссий, но официального подтверждения существования генетических предпосылок к развитию зависимости, по-прежнему нет. Наркологам удалось выявить следующую закономерность: подкорка головного мозга активно развивается, а кора не успевает созреть – это и приводит к возникновению поведенческих проблем, которые абсолютно нормальны и свойственны этому возрасту.

Вот только при наличии определенных социальных факторов: алекситимия, категоричность, импульсивность, агрессия – риск раннего знакомства с запрещенными веществами довольно высок.

Два типа алкогольной зависимости

Илья Плужников ссылается на исследования, проведенные Робертом Клонинджером – известным генетиком, который на основании многолетнего изучения природы наркозависимости и алкоголизма, выделил три психобиологических параметра:

  • Поиск новизны;
  • Избегание неудачи;
  • Зависимость от награды.

Это основа формирования нейробиологической диспозиции личности, на которой и базируется знаменитый опросник Клонинджера, который он раздал тысячам алкозависимых для проведения независимого тестирования. Анализ результатов позволил выделить две группы:

  • Первый тип – невротики. Высокое избегание неудачи и зависимости от награды, но низкий поиск новизны. В равном процентном соотношении, и мужчины, и женщины, возраст – старше 25 лет. Тревожные люди, для которых алкоголь – единственный способ снять стресс.
  • Второй тип. Высокий поиск новизны, низкое избегание неудачи и зависимость от награды. Пьют, чтобы пить. Большинство – мужчины, попавшие в оковы алкоголизма до 25 лет. Главную роль в появлении зависимости играют биологические и социальные факторы.

Основные предпосылки наркомании или любых других зависимостей: сложности в проживании эмоций, неспособность противостоять стрессу, агрессия, импульсивность, невроз. Сочетание биологических, социальных и психологических факторов формирует тягу к запрещенным веществам – и здоровые, доверительные отношения в семье, а также помощь подростку на этапе взросления, с высокой вероятностью помогут уберечь ребенка от знакомства с психоактивными препаратами, изменяющими сознание и разрушающими личность.


Клинический психолог, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Научного центра психического здоровья Российской Академии медицинских наук.